Categories:

Это всё, что осталось от костёла Успения Пресвятой Девы Марии, что в Дуброво Минской области.

  Обломками разрушающихся стен из года в год засыпается нулевой уровень костела и захоронения семьи минского воеводы Адама Хмары и его самого, погребенных в подвальном помещении костела.

 

Главный выход
Главный выход

В 50-ти километрах к северо-западу от Минска,  чуть в стороне от Девичьей горы, с очень давних времен, живет деревня Дуброво, упомянутая в  летописях 1453 года. В конце 18 века хозяином деревни был известный военный и государственный деятель Великого княжества Литовского минский воевода Адам Хмара. В 1796-1805 годах, на собственные средства, он построил костел Успения Пресвятой Девы Марии. Вскоре закончился его жизненный путь и воевода был погребён в подвальном помещении собственного костела. Там же захоранивались и другие члены его семьи.

После восстания Кастуся Калиновского, в 1868-ом году, храм был освящен и переоборудован под православную церковь.

В 1920-ом  храм возвращается католикам и закрывается в последний раз только в 1948-ом. Памятник архитектуры начала 19 века становится складским помещением. В 1980-ом году студенты, приехавшие в Дуброво на уборку картофеля, развели на крыше костела костер, в результате сгорела кровля, обвалились своды (из рассказов местных жителей). Здание осталось без защиты. Мы часто заезжаем сюда, чтобы поклониться творению с таким историческим прошлым и каждый раз уезжать отсюда становится все грустнее — природа делает свое дело. Вот уже рассыпались колонны в главном зале, вот уже треснула мощная перемычка над главным входом,


Вот уже начали виться по разрушающимся конструкциям лианы


и все выше и выше вылущенные остатки кирпича засыпают перекрытие над подвалом, прекрасное здание исчезает на глазах...


 Главный фасад
Главный фасад

        Есть предположение, что автором проекта, был итальянский архитектор Спампани, так как он много строил в тот период именно  на территории Беларуси. Архитектуру костела вполне можно отнести к классическому стилю, что не очень характерно для творчества итальянца Спампани  его творениям больше присущ стиль позднего барокко. Однако, как знать, многие мастера могли делать отступления от своего творческого кредо. К тому же мастера часто прислушивались и к тем, «кто правил бал» , то есть--  к заказчику. 


Грамотно выдержанные пропорции элементов пластики фасадов, оригинально спаренные арочные оконные проемы, пилястры и многие другие композиционные находки при решении фасадов, говорят о высоком уровне мастера.



Отпадает со стен штукатурка и не выдерживает отваливается незащищенная кирпичная кладка. 

Проходят по этим красивым местам туристические тропы, с удовольствием  едут сюда любители старины посмотреть на живописные развалины. Но скоро не останется и их. Разве это не повод задуматься о том, что история — это тоже наше богатство.

© Т. Жеренкова, 2021 

Фотографии автора

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →