Это всё, что осталось от костёла Успения Пресвятой Девы Марии, что в Дуброво Минской области.
Обломками разрушающихся стен из года в год засыпается нулевой уровень костела и захоронения семьи минского воеводы Адама Хмары и его самого, погребенных в подвальном помещении костела.
В 50-ти километрах к северо-западу от Минска, чуть в стороне от Девичьей горы, с очень давних времен, живет деревня Дуброво, упомянутая в летописях 1453 года. В конце 18 века хозяином деревни был известный военный и государственный деятель Великого княжества Литовского — минский воевода Адам Хмара. В 1796-1805 годах, на собственные средства, он построил костел Успения Пресвятой Девы Марии. Вскоре закончился его жизненный путь и воевода был погребён в подвальном помещении собственного костела. Там же захоранивались и другие члены его семьи.
После восстания Кастуся Калиновского, в 1868-ом году, храм был освящен и переоборудован под православную церковь.
В 1920-ом — храм возвращается католикам и закрывается в последний раз только в 1948-ом. Памятник архитектуры начала 19 века становится складским помещением. В 1980-ом году студенты, приехавшие в Дуброво на уборку картофеля, развели на крыше костела костер, в результате сгорела кровля, обвалились своды (из рассказов местных жителей). Здание осталось без защиты. Мы часто заезжаем сюда, чтобы поклониться творению с таким историческим прошлым и каждый раз уезжать отсюда становится все грустнее — природа делает свое дело. Вот уже рассыпались колонны в главном зале, вот уже треснула мощная перемычка над главным входом,
Вот уже начали виться по разрушающимся конструкциям лианы
и все выше и выше вылущенные остатки кирпича засыпают перекрытие над подвалом, прекрасное здание исчезает на глазах...
Есть предположение, что автором проекта, был итальянский архитектор Спампани, так как он много строил в тот период именно на территории Беларуси. Архитектуру костела вполне можно отнести к классическому стилю, что не очень характерно для творчества итальянца Спампани — его творениям больше присущ стиль позднего барокко. Однако, как знать, многие мастера могли делать отступления от своего творческого кредо. К тому же мастера часто прислушивались и к тем, «кто правил бал» , то есть-- к заказчику.
Грамотно выдержанные пропорции элементов пластики фасадов, оригинально спаренные арочные оконные проемы, пилястры и многие другие композиционные находки при решении фасадов, говорят о высоком уровне мастера.
Отпадает со стен штукатурка и не выдерживает отваливается незащищенная кирпичная кладка.
Проходят по этим красивым местам туристические тропы, с удовольствием едут сюда любители старины посмотреть на живописные развалины. Но скоро не останется и их. Разве это не повод задуматься о том, что история — это тоже наше богатство.
© Т. Жеренкова, 2021
Фотографии автора
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →